Будёновка

Будёновка
(официальные наименования — зимний головной убор, зимний шлем или просто шлем) — форменный головной убор военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), суконный шлем с козырьком и складывающимися бортами, в опущенном виде закрывающими уши и шею.
Создание в начале 1918 года Рабоче-крестьянской Красной армии вызвало необходимость разработки для её бойцов и командиров новой единой военной формы, отличающейся по виду от формы прежней русской армии. С этой целью приказами Народного комиссариата по военным делам РСФСР была учреждена временная комиссия по созданию новой формы одежды Красной армии, объявлено положение о конкурсе по разработке обмундирования для Красной армии, создано жюри конкурса.
В данном конкурсе приняли участие некоторые русские художники: Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Г. Аркадьевский и другие (в ряде публикаций в числе участников конкурса по созданию формы Красной армии назывался известный русский художник В. М. Васнецов, однако никаких подтверждений этого до настоящего времени не обнаружено). В конкурсе предусматривались денежные призы за проекты, признанные конкурсной комиссией «заслуживающими внимания», а три лучших проекта должны были приобретаться Народным комиссариатом по военным делам в собственность РСФСР за дополнительное денежное вознаграждение.
Из воспоминаний дочери Б. М. Кустодиева известно, что её отец считал именно себя первым предложившим в качестве прообраза для нового головного убора Красной армии старинные русские шлемы. После того, как подобное предложение утвердили, он с обидой говорил: «Ведь это моя идея, но кто-то ею воспользовался и получил денежки, а я остался ни при чём!».
В свою очередь, исследователь военной формы Кирилл Цыплёнков полагал, что «художником, который внёс решающий вклад в создание образа богатырской шапки и „стрелецких“ кафтанов, стал вернувшийся в 1918 году из австрийского плена Михаил Дмитриевич Езучевский.
По словам историка А. Б. Степанова, новая форма Красной армии — это плод коллективного творчества целого ряда художников, а окончательную прорисовку эскиза будёновки и остальных элементов новой формы Красной армии на основе предложенных проектов осуществил художник В. Д. Баранов-Россине.
18 декабря 1918 года постановлением Революционного военного совета Республики утверждён новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, своей формой напоминавший старинный русский шлем — «ерихонку» (за что он в первое время получил обиходное название «богатырка»). Этим же постановлением Комиссии по выработке форм обмундирования РККА предписывалось заказать первую партию в количестве 4 тысяч штук новых головных уборов для передачи их в войска.
Впоследствии шлем, ставший ярким признаком принадлежности к Красной армии, неофициально называли по фамилиям военачальников, под командованием которых находились первые из воинских частей, куда поступило новое обмундирование — М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»). Последнее название прижилось и стало обиходным (правда, это произошло уже после окончания Гражданской войны).
Зимний головной убор представлял собой шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Спереди к шлему пришивался простроченный овальный козырёк, сзади — назатыльник с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы (в сложенном виде он пристёгивался к пришитым на шлем обтянутым сукном пуговицам). Над козырьком головного убора нашивалась пятиконечная звезда из сукна, цвет которого зависел от рода войск.
Были утверждены шесть цветов сукна, полагавшегося на нашивную пятиконечную звезду и на обтяжку пуговиц шлема: для пехоты — малиновый, для кавалерии — синий, для артиллерии — оранжевый (с 31 января 1922 года — чёрный), для воздушного флота — голубой, для инженерных войск — чёрный, для пограничной охраны — зелёный. В центре суконной звезды крепился металлический значок-кокарда в виде покрытой красной эмалью медной пятиконечной звезды с перекрещёнными плугом и молотом.
Приказом Народного комиссариата обороны СССР от 5 июля 1940 года № 187 в качестве зимнего головного убора вместо будёновки была принята шапка-ушанка, поскольку в ходе советско-финляндской войны 1939—1940 годов стало ясно, что для зимних условий суконный шлем мало пригоден и недостаточно защищает голову от холода. Помимо этого, он плохо сочетался со стальным шлемом при комбинированной носке. Впрочем, будёновка оставалась в действующих частях Красной армии вплоть до весны 1942 года, а кое-где, например, в тыловых частях, училищах, спецшколах, партизанских отрядах, её продолжали носить до 1944—1945 годов.